ГОРОД, КОТОРОГО НЕТ


 «Очень часто во сне я посещаю город, которого нет» — эту фразу, наверное, можно услышать из уст каждого бакинского армянина. Действительно, прежнего Баку, который так же как и Одесса, отличался своим колоритом, говором, юмором, больше нет, и, к сожалению, никогда не будет…

30 лет прошло со времени армянских погромов в Баку. События, произошедшие в этом городе с 13 по 20 января 1990 года, были точной копией геноцида армян в Османской Турции в 1915 году и продолжением сумгаита. 13 января 1990 г. после митинга на площади Ленина, на котором присутствовало около 50 тысяч человек, толпа разделилась на группы и пошли громить армян. Напомним, что озверение части азербайджанцев началось не в девяностом, а раньше, намного раньше Карабахского национально-освободительного движения. То там армянина уволили с работы без причины, то здесь — убили… Бакинские армяне чувствовали, ощущали на себе какое-то нездоровое напряжение, но списывали все на криминал. А набрала эта истерия свою полную силу в 1988 году: в ответ на мирное и демократическое волеизъявление карабахского армянства о воссоединении Нагорно-Карабахской автономной области с Арменией были организованы кровавые акции — вначале в Сумгаите, затем — в других армянонаселенных пунктах Азербайджана, и в завершение в Баку. Всем уже давно известно, что эти, как выражались некоторые чиновники Кремля, «бесчинства» были не стихийными, а хорошо подготовленными: на заводах вовсю изготовлялись оружия, различные копья, прутья, ножи, а в ЖЭКах уточнялись адреса армян. На целую неделю город был отдан на растерзание этой бесчинствующей толпе: они врывались в дома армян, избивали, насиловали, выбрасывали их из окон, сжигали, глумились над трупами, грабили… И все это делалось с молчаливого согласия властей СССР, Азербайджана, милиции, КГБ. Этого им показалось мало, среди бела дня на глазах у всех в центре города толпа сожгла Армянскую церковь, священника избили, кресты поломали, а в довершение прошлись бульдозерами по армянскому кладбищу. И что интересно, азербайджанские СМИ в те дни писали: «В Армении специально не трогают наших мечетей и кладбищ, чтобы говорить, что мы — звери и варвары, а они — цивилизованная нация!»
Наверное, многие читая эти строки, задаются вопросом, почему армяне не уехали сразу после сумгаитской трагедии? Во-первых, многие из них были глубоко уверены, что организаторы и исполнители сумгаитской резни будут строго наказаны, во-вторых, что советские власти никогда не допустят повторения погромов и защитят их, в третьих, очень трудно было расставаться со своим домом, накопленным не одним поколением имуществом, а ведь многие из них были в довольно зрелом возрасте… и, наконец, последнее, о чем знают немногие. После сумгаитских событий армяне стали массово уезжать, русские, евреи стали паковать чемоданы, заводы и фабрики остановились. Руководство республики поняло, что без квалифицированных кадров не обойтись, и принялось уговаривать изгнанных вернуться, гарантируя им безопасность, а те имели неосторожность поверить и вернулись, за что и поплатились жизнью. Сколько армян погибло во время бакинских погромов, до сих пор неизвестно. Азербайджан всячески старается предать забвению этот факт, выставляя напоказ 20 января – день, когда, наконец, ввели в Баку советские войска, дабы остановить кровопролитие. Они называют этот день – Днем всенародной скорби, когда при оказании сопротивления советским войскам погибли по их сведениям 171 человек (отметим, что это число в разных источниках иное). Каждый год в этот день в Баку, так называемые поборники прав человека пекутся о правах бандитов, организаторов террора против мирного христианского населения, а не о правах жертв. Для них существуют два вида террора – плохой и хороший. Плохой террор – это когда уничтожаются главари и организаторы резни мирных людей, тогда в Баку кричат караул, строят из себя жертву, объявляют для самих себя день всенародного траура, строят для себя аллею шахидов. И хороший террор – это когда убивают армян, русских и других христиан. Тогда они, в лучшем случае, удовлетворенно молчат. И немногие знают, что когда советские танки въехали в Баку, улицы были перегорожены баррикадами из грузовиков, а перед ними выставили две линии людей: первая — из связанных по рукам и между собой армян, вторая — из женщин, стариков и детей — жителей ближайших домов, мол, солдаты не будут давить стариков и детей. Позади баррикад спрятались вооруженные бандиты. Вот что рассказывает очевидец тех событий (офицер морфлота, не армянин): когда танки вплотную подошли к баррикадам, то по громкоговорителю они обратились к толпе, чтобы те разошлись. Танкисты не знали тогда, что большинство из этих людей заложники. В ответ из-за баррикад раздались автоматные очереди. Несколько солдат упали на землю – это были первые боевые потери. Расстреляв патроны, бандиты спешно скрылись. Танки двинулись на баррикады. Местных азеров из второй линии защиты как ветром сдуло. Армяне не знали что делать, они путались в веревках, падали… Кто-то из офицеров заметил, что это заложники, и остановил движение. Они спешно перерезали на заложниках путы и сказали, чтобы они шли домой. Им было невдомек, что у этих бедных людей уже нет дома, поэтому они и бегут рядом с танками, им больше не на кого было надеяться, и они бежали из последних сил, зная, что если отстанут, то их добьют и, веря, что советский солдат не позволит их убить.
Сейчас многие пытаются все эти злодеяния оправдать переходным периодом, свалить всю вину на Народный фронт Азербайджана, который в то время рвался к власти, на немотивированные вспышки массовой агрессии в период беззакония, на Горбачева, по вине которого войска в Сумгаите опоздали на три дня, а в Баку — на целую неделю, на Компартию Азербайджана… А может, все гораздо сложнее. Азербайджанское общество заражено неизлечимой болезнью, которая называется армянофобия. Армянофобия стала неотъемлемой частью азербайджанской жизни, которой умело манипулируют правящие классы.
Факты – вещь упрямая, но азербайджанское сознание упрямее фактов. Факты говорят, что, Карабах испокон веков был неотъемлемой частью Армении, и лишь по роковой ошибке Сталина в 1921 году был передан Азербайджану, что подтверждают множество исторических документов. Азербайджанское сознание не желает этого знать, оно ничего не видит, не слышит и с параноидальным упрямством называет белое черным, черное белым, агрессора – жертвой, а жертву – агрессором. Они живут по принципу – чем наглее ложь, тем скорее в нее поверят. Новоявленные гуманисты проливают крокодиловы слезы по поводу убийства так называемых «шахидов» — террористов-смертников, напрочь забывая о том, что сами вытворяли с армянскими детьми, женщинами, стариками…
Сегодня у армян есть Армения и Арцах – два армянских государства, и никакая чернь во всем мире никогда больше не помешает нам защищать свое человеческое достоинство и право на жизнь.
А мы склоняем головы перед невинно убиенными и со слезами на глазах чтим их память.

 

 

 


Понравилась запись? Расскажите друзьям: