ОТ­КЛИК ВРЕ­МЕ­НИ


Не­дав­но вы­шед­шая в свет кни­га Но­ре­ка Га­с­па­ря­на «Озяб­шие ве­т­ра или тя­же­лое бег­ст­во» вы­зва­ла ре­зо­нанс сре­ди чи­та­те­лей, сви­де­тель­ст­вом че­му ста­ло ор­га­ни­зо­ван­ное 29 мая в биб­ли­о­те­ке Ар­цах­ско­го го­су­дар­ст­вен­но­го уни­вер­си­те­та ме­ро­при­я­тие. Встре­чу-об­суж­де­ние ор­га­ни­зо­ва­ла пре­по­да­ва­тель ка­фе­д­ры ли­те­ра­ту­ры и жур­на­ли­с­ти­ки Ар­ГУ, кан­ди­дат фи­ло­ло­ги­че­с­ких на­ук За­ри­нэ Са­ра­д­жян. Как от­ме­тил ав­тор, сти­хи ро­ди­лись за по­след­ний год, ког­да он ра­бо­тал над про­за­и­че­с­ки­ми про­из­ве­де­ни­я­ми, но он по­счи­тал це­ле­со­об­раз­ным пред­стать пе­ред чи­та­те­лем с не­боль­шой 60-стра­нич­ной книж­кой, как го­во­рит­ся, по­ка чер­ни­ла еще не вы­сох­ли. Кни­гой, в ко­то­рой от­клик вре­ме­ни, обес­по­ко­ен­ность пи­са­те­ля. По­этес­са, про­за­ик, пуб­ли­цист, ав­тор те­ле­филь­мов З. Са­ра­д­жян пред­ста­ви­ла би­о­гра­фию пи­са­те­ля, тру­до­вую и ли­те­ра­тур­ную де­я­тель­ность.
Но­рек Га­с­па­рян при­но­сит в ли­те­ра­ту­ру са­мо­быт­ные ню­ан­сы об­раз­но­го мы­ш­ле­ния. В без­гра­нич­ных по­ис­ках ду­ши он на­хо­дит свое сло­во, го­лос. Кни­га бро­са­ет­ся в гла­за фор­мой и со­дер­жа­ни­ем. Но­рек ос­та­вил в ли­те­ра­ту­ре свой след, на­пи­сав поч­ти де­сять книг: «Та­нец», «Ког­да бык один в по­ле», «Сме­ю­щий­ся маль­чик под раз­ру­ша­ю­щи­ми­ся сте­на­ми дик­та­ту­ры», «При­ду­мы­ва­ю­щий смеш­ные ис­то­рии», «Па­да­ю­щие с не­ба раз­но­цвет­ные яб­ло­ки», «Са­мое луч­шее вре­мя»… Эта рож­ден­ная из вы­зо­вов вре­ме­ни кни­га яв­ля­ет­ся ху­до­же­ст­вен­ным во­пло­ще­ни­ем жиз­ни, ре­аль­но­с­ти. Гру­ст­ные ак­цен­ты со сло­вес­ны­ми сим­во­ла­ми дож­дя, ве­т­ра, хо­ло­да и т.д. ро­ди­лись из ны­неш­них вну­т­ри­по­ли­ти­че­с­ких и ге­о­по­ли­ти­че­с­ких раз­ви­тий, об­лик че­ло­ве­ка ис­ка­жа­ет­ся, и пи­са­тель бе­жит из ре­аль­но­с­ти в дру­гие про­ст­ран­ст­ва, где че­ло­век пре­бы­ва­ет в сво­ем ес­те­ст­вен­ном, пер­во­на­чаль­ном со­сто­я­нии. В кни­ге за­тра­ги­ва­ет­ся так­же про­бле­ма со­хра­не­ния и ук­реп­ле­ния на­ци­о­наль­ной си­с­те­мы цен­но­с­тей. Пре­по­да­ва­тель Ар­ГУ, док­тор фи­ло­ло­ги­че­с­ких на­ук, про­фес­сор Со­крат Ха­нян от­ме­тил, что Но­рек Га­с­па­рян — это по­эт-ис­ка­тель. Ми­ро­во­с­при­я­ти­ем сво­е­го по­ко­ле­ния он со­здал соб­ст­вен­ный ли­те­ра­тур­ный об­лик. В упо­мя­ну­той кни­ге ав­тор сме­ло под­чер­ки­ва­ет дра­ма­тизм вре­ме­ни, со­хра­няя чув­ст­во ме­ры. Он при­ду­мал так­же свой мир, бла­го­да­ря че­му кни­га ды­шит оп­ти­миз­мом. Пи­са­тель, жур­на­лист Нвард Алек­са­нян от­ме­ти­ла, что Н. Га­с­па­рян ин­те­рес­ный ху­дож­ник, ко­то­рый пы­та­ет­ся ус­та­но­вить мир и гар­мо­нию в сво­ей ду­ше и за ее пре­де­ла­ми. Кни­га «Озяб­шие ве­т­ра или тя­же­лое бег­ст­во» — это про­дол­же­ние на­ст­ро­е­ний пре­ды­ду­щих сбор­ни­ков. В каж­дом бег­ст­ве ав­то­ра от ре­аль­но­с­ти есть на­деж­да на воз­вра­ще­ние. Кан­ди­дат фи­ло­ло­ги­че­с­ких на­ук, по­этес­са Зи­на­и­да Ба­ла­ян от­ме­ти­ла, что Но­рек Га­с­па­рян, как и дру­гие ду­хов­ные ли­де­ры, дру­жит с оди­но­че­ст­вом, смер­тью, лю­бо­вью, де­ре­вь­я­ми и цве­та­ми, пер­со­ни­фи­ци­руя их и ис­поль­зуя осо­бый сло­вар­ный за­пас. Осо­бен­ность кни­ги в при­сут­ст­вии вре­ме­ни с ужа­са­ми и бо­лью жиз­ни. Ре­дак­тор га­зе­ты «Сте­па­на­керт», пи­са­тель Со­фья Сар­ки­сян и кан­ди­дат фи­ло­ло­ги­че­с­ких на­ук, по­этес­са Та­тев Со­го­мо­нян от­ме­ти­ли, что в кни­ге пред­став­ле­ны при­су­щие всем пси­хо­ло­ги­че­с­кие со­сто­я­ния. Са­мым мет­ким «пе­ре­вод­чи­ком» пе­ре­жи­ва­ний яв­ля­ет­ся сти­хо­тво­ре­ние, где пред­став­ле­ны чув­ст­ва ав­то­ра — ра­зо­ча­ро­ва­ние, тре­во­га, не­со­гла­сие, са­мо­от­каз… Ут­ра­та лич­но­с­ти, унич­то­же­ние че­ло­ве­ка в сплош­ном ха­о­се, «па­т­ри­о­тизм уме­ща­ет­ся в тон­ких школь­ных те­т­ра­дях». В кни­ге есть так­же по­ли­ти­ка, где-то за­ма­с­ки­ро­ван­ная, а где-то про­скаль­зы­ва­ю­щая в под­тек­с­те. Сту­ден­ты ба­ка­ла­в­ри­а­та и ма­ги­с­т­ра­ту­ры фи­ло­ло­ги­че­с­ко­го от­де­ле­ния Ар­ГУ по­де­ли­лись сво­и­ми со­об­ра­же­ни­я­ми от­но­си­тель­но ху­до­же­ст­вен­ных прин­ци­пов ав­то­ра. При­ве­дем не­ко­то­рые из них. Ануш Ас­рян. — По­эзия Но­ре­ка Га­с­па­ря­на со­при­ка­са­ет­ся с жи­во­пи­сью, те­а­т­ром и ки­но­ис­кус­ст­вом. В этой кни­ге ав­тор по-но­во­му пред­ста­ет пе­ред чи­та­те­лем, с но­вы­ми мыс­ля­ми, не по­вто­ря­ясь. Сти­хо­тво­ре­ние Н. Га­с­па­ря­на рож­да­ет­ся из рит­ма, со­про­вож­да­ю­ще­го по­эта в каж­дой строч­ке. С по­мо­щью рит­ма, цве­та и раз­ду­мий ав­тор при­бли­жа­ет­ся к са­мо­рас­кры­тию, но­во­му об­ра­зу. В упо­мя­ну­той кни­ге чув­ст­ву­ет­ся ды­ха­ние по­эмы. По­эт пред­ста­вил са­мо­быт­ные пси­хо­ло­ги­че­с­кие со­сто­я­ния, в ко­то­рых оли­це­тво­ре­ны вре­мя, че­ло­век, ход жиз­ни, пред­став­лен­ный с юмо­ром тра­гизм, т.е. об­лик вре­ме­ни. Н. Га­с­па­рян ста­ра­ет­ся из­ба­вить сти­хо­тво­ре­ние от лиш­них сте­рео­ти­пов. Ана­ит Ай­ра­пе­тян. — «Са­мое луч­шее вре­мя» (так на­зы­ва­ет­ся од­на из книг ав­то­ра) — это ког­да че­ло­век на­хо­дит свое ме­с­то в жиз­ни, ког­да му­ки твор­че­ст­ва во­пло­ща­ют­ся в про­из­ве­де­нии, в сти­хо­твор­ной или про­за­и­че­с­кой фор­ме. У Но­ре­ка Га­с­па­ря­на есть сво­бо­да мыс­ли, по­ле, где он яв­ля­ет­ся един­ст­вен­ным хо­зя­и­ном. Быть мо­жет, имен­но жаж­да сво­бо­ды уно­сит ав­то­ра в не­бе­са, яв­ля­ю­щи­е­ся про­дол­же­ни­ем ро­ди­ны. При­бли­жая друг к дру­гу не­бо и зем­лю, он со­зда­ет срав­ни­тель­ные об­ра­зы вой­ны и ми­ра. По­эт пы­та­ет­ся раз­га­дать код че­ло­ве­ка. Чем боль­ше его ге­рой лю­бит жизнь, тем бли­же он к смер­ти. Эр­ми­не Ован­ни­сян. — В сво­их про­из­ве­де­ни­ях Но­рек Га­с­па­рян пы­та­ет­ся ком­мен­ти­ро­вать… жен­щи­ну, вы­явить за­га­доч­ную и про­ти­во­ре­чи­вую ее сущ­ность, рас­ши­ф­ро­вать. В его по­эти­че­с­ком ми­ре при­сут­ст­ву­ют так­же эле­мен­ты пост­мо­дер­низ­ма, со­глас­но ко­то­рым у ис­ти­ны нет кри­те­ри­ев и ее мож­но ком­мен­ти­ро­вать бес­ко­неч­но. На по­эти­че­с­кой тер­ри­то­рии Н. Га­с­па­ря­на рав­но­прав­ны­ми жи­те­ля­ми яв­ля­ют­ся и про­дав­щи­ца цве­тов, и убор­щи­ца, и ко­кет­ка. У Но­ре­ка Га­с­па­ря­на своя осо­бая си­с­те­ма зна­ков, от­ли­ча­ю­щая его от дру­гих. Его цикл лю­бов­ных сти­хо­тво­ре­ний — это про­ти­во­ре­чи­вое по­ле уди­ви­тель­ных раз­мы­ш­ле­ний, в ко­то­рых есть и пси­хо­ло­гия, и ло­ги­ка, и жаж­да жиз­не­ра­до­ст­ной люб­ви. Та­тев Си­мо­нян. — По мне­нию Но­ре­ка Га­с­па­ря­на, че­ло­век — это Бо­жье тво­ре­ние, ут­ра­тив­шее бо­же­ст­вен­ную сущ­ность и став­шее смерт­ным. Ха­ос, не­раз­бе­ри­ха воз­ни­ка­ют в стра­не из-за то­го, что че­ло­век не со­хра­нил то, что бы­ло ему да­ро­ва­но, и он стал греш­ни­ком, с гре­хов­ны­ми мыс­ля­ми и злы­ми де­ла­ми. И в ре­аль­ной жиз­ни не от­ли­ча­ют­ся друг от дру­га на­сто­я­щее и фаль­ши­вое, че­ло­век и не­че­ло­век. «Сти­хо­тво­ре­ние — это на­ст­ро­е­ние, — ска­зал Н. Га­с­па­рян. — Ког­да ты пи­шешь по­след­нюю строч­ку, вос­тор­жен­ность за­кан­чи­ва­ет­ся, по­яв­ля­ет­ся бес­смыс­лен­ная, не­ле­пая и дрях­лая пу­с­то­та. Что бу­дет за­в­т­ра?.. Строч­ка рож­да­ет­ся из же­ла­ния раз­гля­деть, спа­с­ти, по­нять жи­ву­ще­го ря­дом че­ло­ве­ка. Са­мое тя­же­лое — это ког­да ухо­дят от те­бя, а не ты ухо­дишь. Ког­да ты от­ли­ча­ешь­ся сво­им ми­ро­во­с­при­я­ти­ем, мы­ш­ле­ни­ем, и это бег­ст­во. Я люб­лю оди­но­че­ст­во. Это ужас­но, на­сто­я­щая тра­ге­дия, ког­да все ли­ша­ет­ся смыс­ла. Без­гра­нич­ная, бес­край­няя не­о­пре­де­лен­ность, и день ос­та­ет­ся по­ло­вин­ча­тым, не­сфор­ми­ро­вав­шим­ся…» ;

 

 

 


Понравилась запись? Расскажите друзьям: