ПРЕПОДАВАНИЕ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ ВЫЗЫВАЕТ ТРЕВОГУ


В последнее время в разных кругах общества довольно активно обсуждается тема — какую музыку слушают в тех или иных слоях общества. Тема сама по себе вызывает множество вопросов. Почему, к примеру, низкопробная музыка в широких кругах общества более востребована, а качественная наоборот — менее востребована? Почему наши дети не знают даже лучшие образцы нашего истинно национального песенного, музыкального искусства и, как следствие, за долгие годы учебы в школах не становятся носителями этого искусства? Почему буквально на наших глазах суть понятия «армянская музыка» в целом искажается? И кого должны тревожить эти вопросы? Создавшаяся ситуация Говорят, ребенка надо воспитывать еще в утробе матери. А родившись, он подвергается воздействию семьи, затем — детсада, школы, специализированного учреждения, где он продолжает учебу, и, в конечном счете, окружающей среды, становясь одним из членов этой среды. В каком из звеньев в общем процессе воспитания наших детей мы допускаем ошибки, что в итоге получаем подобную картину? Я попыталась выяснить суть проблемы, начав со школы. Думаю, читатели со мною согласятся, ведь это та система, которая в состоянии исправить сформировавшуюся у ребенка в семье ложную систему ценностей. В общеобразовательных школах, с 1-го по 7-ой класс, учащиеся проходят предмет «Музыка». И как мы выяснили в Министерстве образования, науки и спорта, только в 5-7-х классах предмет преподают специалисты. Отмечу, данные эти отражают лишь ситуацию действующих в Степанакерте школах. В районах царит совершенно другая ситуация. Данный предмет в районах преподают — в 1-4-х классах — классводы, а в 5-7-х классах — как получится, кому-то из учителей да достанутся эти часы. В столь тревожной ситуации, однако, есть и просветы. Так, в Мариамадзорской общеобразовательной школе Гадрутского района, где, кстати, годами складывались добрые традиции, к любой проблеме подходят с правильных позиций. В этой школе, вообще, любой предмет преподает специалист. И когда в 2018-ом году в село вернулась выпускница Степанакертского музыкального колледжа им. Саят-Новы, директор школы сразу же взял ее на работу, причем, с тем, чтобы она преподавала предмет не только в 5-7-х классах, а во всех семи. А это значит, что с первого класса велось правильное преподавание данного предмета. И как следствие, учащиеся этой школы получили возможность грамотно и основательно изучать предусмотренные программой музыкальные знания, навыки. А каких результатов можно было достигнуть во всей республике, если бы каждый из директоров школы проявил мудрость, волю, желание достигнуть и в этой сфере высоких результатов.

Суть проблемы К сожалению, подобные случаи довольно редки в нашей реальности. А почему они не становятся закономерностью? С этим и другими вопросами я обратилась в соответствующий отдел Министерства образования, науки и спорта Республики Арцах. Здесь проинформировали, что в степанакертских общеобразовательных школах специалисты данный предмет преподают не в 1-7-х классах, а лишь в 5-7-х. Но почему хотя бы в столице не во всех классах преподают специалисты? Сотрудники отдела согласны, что проблема, в самом деле, существует, более того, она трудноразрешима. Сложившуюся ситуацию они объяснили существующими в законодательном поле противоречиями. Дело в том, комментирует заведующий отделом Б. Мелкумян, что в сфере действует закон, согласно которому в общеобразовательных школах имеют право преподавать лишь те учителя, которые имеют высшее педагогическое образование. Согласно закону, окончившие средние и высшие специализированные учреждения, как, например, Ереванскую консерваторию, специалисты не имеют право преподавать детям, поскольку получили знания не в педагогических вузах. В запутанном клубке противоречий и недоразумений Однако, как же объяснить, что эти же специалисты преподают детям в специализированных — музыкальных, художественных школах, эстетических центрах. Что же получается: в общеобразовательной школе окончивший консерваторию, колледж специалист не имеет право преподавать, но может преподавать тем же учащимся общеобразовательных школ в школе искусств, музыкальной школе, эстетическом центре. В чем же суть проблемы? Б. Мелкумян объясняет это так: студенты специализированных учебных учреждений не изучают те необходимые предметы, которые изучают студенты педагогических вузов, а именно, «Психология», «Основы методики преподавания в начальных классах». А что мешает принять на государственном уровне решение, согласно которому в учебных программах консерватории, академий художеств, художественных, музыкальных колледжах предусматривалось бы изучение и этих предметов? Ведь целью указанных учреждений является подготовить специалистов, которые приобретенные знания смогли бы передать детям. Не нужно просить кого-то чужого, чтобы в регулирующем систему образования законодательном поле были сделаны необходимые изменения. В противном случае мы имеем то, что имеем. А имеем, слава Богу, единственное в республике специализированное учреждение — музыкальный колледж. У нас множество окончивших его специалистов, которые сидят дома, потому что не могут найти работу. У нас много общеобразовательных школ, в которых предметы «Музыка», «Рисование» преподают не специалисты, то есть люди, которые не могут обеспечить полноценного учебного процесса этих предметов. Еще одно проявление противоречия В основном, эти предметы, поясняет заведующий отделом, преподают классводы, то есть, учителя, окончившие в педагогических вузах факультет методика преподавания в младших классах. Согласно программам этих факультетов, студенты изучают такие предметы, как «Музыка» и «Рисование». А вот насколько они должным образом изучают эти предметы, можно судить по той ситуации, которая сложилась в стране и которая стала причиной для написания данной статьи. Не стану обременять внимание читателя множеством аргументов. Напомню лишь об одном, но весьма красноречивом факте. Приведу результаты проводимого в последние годы со стороны Министерства культуры, по делам молодежи и туризма конкурса-фестиваля «Культурный перекресток». По идее организаторов, конкурс-фестиваль призван стимулировать развитие культурной жизни в общинах, особенно, сельских. Согласно результатам конкурса, картина следующая: большая часть участников из сельских общин выбывает в первом же отборочном туре. Причина одна — чрезмерно низкий уровень исполнения и песен, и танцев, и игры на том или ином инструменте, и театральных постановок. А завоевавшие призы сельские общины, показавшие хороший исполнительский уровень, достигли успехов благодаря работе специалистов, которые так или иначе смогли осуществить возложенную на них миссию в этих общинах. В качестве обнадеживающего послесловия У этой весьма тревожной ситуации есть обнадеживающее послесловие. По заверению Б. Мелкумяна, министерство, в результате периодических проверок на местах, прекрасно осведомлено о создавшейся ситуации и очень обеспокоено. В целях исправления создавшейся ситуации министерством разрабатываются конкретные предложения, которые будут представлены на рассмотрение Национального Собрания Республики Арцах. Что ж, будем ждать и надеяться. 

 

 

 

 

 

 

 


Понравилась запись? Расскажите друзьям: