СЛУЧАЙНО ОБНАРУЖЕННЫЕ НА ЧЕРДАКЕ КАРТИНЫ АРМЯНСКОГО ХУДОЖНИКА ОКАЗАЛИСЬ ШЕДЕВРАМИ


В мар­те 2013 го­да прак­ти­че­с­ки все ми­ро­вые СМИ со­об­щи­ли об уди­ви­тель­ном со­бы­тии — на чер­да­ке га­ра­жа в при­го­ро­де Нью-Джер­си бы­ли об­на­ру­же­ны кар­ти­ны не­ко­е­го ху­дож­ни­ка, оце­нен­ные в 30 млн. дол­ла­ров, ко­то­рые чу­дом уда­лось спа­с­ти. Как же это про­изо­ш­ло? Ра­бо­ты бы­ли об­на­ру­же­ны То­мом Шуль­цем в 2006 го­ду, ког­да он ку­пил кот­тедж с га­ра­жом в Бел­пор­те как ин­ве­с­ти­ци­он­ную не­дви­жи­мость сто­и­мо­с­тью око­ло $300 000. Шульц, быв­ший вла­де­лец га­с­тро­но­ма и отец тро­их де­тей, по­лу­чил ука­за­ние от пре­ды­ду­ще­го вла­дель­ца до­ма из­ба­вить­ся от кар­тин, но, ког­да он по­смо­т­рел на кол­лек­цию из поч­ти 7000 кар­тин, ри­сун­ков и жур­на­лов, он про­сто не смог от них из­ба­вить­ся. «Это бы­ла про­сто чья-то ра­бо­та всей жиз­ни, и она не долж­на бы­ла на­хо­дить­ся в му­сор­ном ба­ке», — рас­ска­зы­вал он. Кар­ти­ны при­над­ле­жа­ли не­из­ве­ст­но­му ра­нее ар­мя­но-аме­ри­кан­ско­му ху­дож­ни­ку по име­ни Ар­тур Пи­на­д­жян, ве­те­ра­ну Вто­рой ми­ро­вой вой­ны и быв­ше­му ка­ри­ка­ту­ри­с­ту. Он жил со сво­ей се­с­т­рой в Бел­пор­те до сво­ей смер­ти в 1999 го­ду. Дру­зья, вро­де Ни­ка Ди Па­о­ло, ко­то­рый ра­бо­тал в ме­ст­ном про­до­воль­ст­вен­ном ма­га­зи­не, ча­с­то по­се­ща­е­мом в про­шлом Пи­на­д­жя­ном, вспо­ми­на­ют его как про­сто­го че­ло­ве­ка, ко­то­рый ри­со­вал ра­ди люб­ви к ис­кус­ст­ву. «Я не ве­рю, что он про­да­вал хоть ка­кие-ни­будь ра­бо­ты, — рас­ска­зал Ди Па­о­ло. — Не бы­ло по­хо­же, что его бес­по­ко­ит по­лу­че­ние при­зна­ния». Ар­тур Пи­на­д­жян Ар­тур Пи­на­д­жян ро­дил­ся 28 мар­та 1914 го­да в од­ной из об­щин Нью-Джер­си, на­се­ле­ние ко­то­рой со­став­ля­ли пре­иму­ще­ст­вен­но эт­ни­че­с­кие ар­мя­не. Его ро­ди­те­ли бе­жа­ли из Ди­ар­бе­ки­ра в Ос­ман­ской им­пе­рии во вре­мя Пер­вой ми­ро­вой вой­ны, не­за­дол­го до рез­ни ар­мян­ско­го на­се­ле­ния 1915 го­да. Пер­во­на­чаль­но Пи­на­д­жян ра­бо­тал на фир­ме по про­из­вод­ст­ву ко­в­ров. В 1930-е го­ды Пи­на­д­жян де­бю­ти­ро­вал в ка­че­ст­ве ил­лю­с­т­ра­то­ра ко­мик­сов и по­лу­чил из­ве­ст­ность как со­зда­тель «пер­во­го су­пер­ге­роя-кросс­дрес­се­ра» в се­рии ко­мик­сов «Ма­дам Фа­таль». В 1932 го­ду, со­хра­няя при этом свою ра­бо­ту на фир­ме по про­из­вод­ст­ву ко­в­ров, Пи­на­д­жян был на­нят в ка­че­ст­ве вне­штат­но­го ка­ри­ка­ту­ри­с­та ре­пор­те­ра-ил­лю­с­т­ра­то­ра New York Daily News. Ху­дож­ник уча­ст­во­вал во Вто­рой ми­ро­вой вой­не, по­лу­чив Брон­зо­вую звез­ду за до­блесть. По­сле Вто­рой ми­ро­вой вой­ны он ото­шел от ком­мер­че­с­ко­го ис­кус­ст­ва и за­нял­ся жи­во­пи­сью. Ри­со­вал Ар­тур Пи­на­д­жян до са­мой сво­ей смер­ти — 85 лет. По­че­му ху­дож­ник не по­ка­зы­вал свои ра­бо­ты, ни­ко­му не из­ве­ст­но. Те, кто был зна­ком с ним, го­во­рят, что он был за­кры­тым че­ло­ве­ком, ни­ког­да не гнал­ся за ма­те­ри­аль­ным бла­го­по­лу­чи­ем и ри­со­вал для ду­ши. Пе­ред са­мой смер­тью он по­про­сил свою се­с­т­ру унич­то­жить все его ра­бо­ты, но та, к сча­с­тью, это­го не сде­ла­ла. По­сле ее смер­ти дом был вы­став­лен на про­да­жу, так как на­след­ни­ков у Пи­на­д­жя­нов не бы­ло. Ано­ним­ность за­кон­чи­лась, ког­да Шульц пред­ста­вил ра­бо­ты Пи­на­д­жя­на ис­то­ри­кам и экс­пер­там ис­кус­ст­ва, как Пи­тер Ха­с­тингс Фолк, ко­то­рый ког­да-то оце­ни­вал кар­ти­ны из до­ма Эн­ди Уор­хо­ла. Шульц не ошиб­ся: ра­бо­ты Пи­на­д­жя­на бы­ли при­зна­ны ше­де­в­ра­ми. Аме­ри­кан­ские ис­кус­ст­во­ве­ды на­зва­ли это со­бы­тие как са­мое боль­шое от­кры­тие в аме­ри­кан­ской ис­то­рии ис­кусств за по­след­ний век. Фолк опи­сы­ва­ет кар­ти­ны Пи­на­д­жя­на как ли­ри­че­с­кие аб­ст­ракт­ные пей­за­жи. Один ис­то­рик ис­кус­ст­ва на­зы­ва­ет Пи­на­д­жя­на «бле­с­тя­щим ко­ло­ри­с­том», ко­то­рый про­явил «ге­ний» в сво­их ра­бо­тах. Кар­ти­ны Пи­на­д­жя­на те­перь раз­ме­ще­ны и про­да­ют­ся в га­ле­ре­ях Нью-Йор­ка и Лос-Ан­д­же­ле­са, а его кар­ти­ны, ког­да-то бро­шен­ные как му­сор, оце­ни­ва­ют­ся не­ко­то­ры­ми от $25 до $35 млн. Не­сколь­ко штук уже про­да­ли за $500 000. Пять­де­сят пей­за­жей вы­став­ле­ны в Ман­хэт­тен­ском не­бо­скре­бе Fuller Building. «Он пи­сал в сво­ем днев­ни­ке, что все­гда хо­тел по­ка­зать свои кар­ти­ны в Нью-Йор­ке, — от­ме­чал Шульц. — Мы ду­ма­ем, что сей­час он улы­ба­ет­ся, гля­дя на нас свер­ху». 

 

 

 


Понравилась запись? Расскажите друзьям: